Применяемые федеральные
государственные образовательные стандарты
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка
ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Основные
принципы дошкольного образования, устанавливаемые ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех
этапов детства, обогащение детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС ДО включает в себя требования:
к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму;
к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Содержание образовательной программы дошкольного образования должно охватывать следующие образовательные области:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом возрасте;
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в раннем возрасте;
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 года №955
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)